Всплеск руками. Скромно-достаточный Suzuki Splash

15 февраля 2008 •  Прокомментировать тестдрайв

Леонид ГОЛОВАНОВ, фото автора и фирмы Suzuki

«Что в имени тебе моем?» — риторически вопрошал поэт. В имени автомобиля Suzuki Splash, то бишь «Всплеск» — сплошной позитив. Чудится в нем и легкий шум волны, и брызги от весенних луж, и даже бульканье в бутылке с любимым напитком…

Да и сам Splash получился симпатичным. Вот только есть ли у него будущее в России?

Хотели бы вы со своей семьей жить в советском панельном доме? В обычной однокомнатной квартире с низкими потолками, где из удобств — только раздельный санузел?

Моторчик объемом 1,2 л по сузучьим меркам ­негромок — и может агрегатироваться с настоящим «автоматом»

Тому, у кого собственного жилья нет, и хрущевка желанна. Стены можно покрасить, окна заменить на стеклопакеты, съездить в IKEA за «дизайнерской» мебелью… А теснота? Можно и потерпеть.

Таков и Suzuki Splash: этакая маленькая однокомнатная квартирка с евроремонтом. Он скромно-достаточный. Нет регулировки рулевой колонки по длине? И не нужно — хватает того, что баранка от Suzuki SX4 качается вверх-вниз на длинном плече, педальки расположены удачно, а рука сама ложится на рукоять «механики» на приливе центральной консоли. В заднем диванчике нет подлокотника, а вместо дверных ручек — выемки в простеньких выступах пластиковых панелей? Тоже не беда: Splash построен на платформе хэтчбека Suzuki Swift, но сиденья тут расположены на 5 см выше, и высокая посадка позволила разместить «взрослого за взрослым» — пусть и впритык, до касания коленями спинок перед­них кресел, но без особой тесноты.

Вот только багажничек маловат — всего две сотни литров, и то с учетом узкого и глубокого «подполья». А салазок у заднего дивана нет: если Toyota Yaris или Renault Modus позволяют сдвигать его вперед, то Splash такой возможности лишен. Между тем люди из Suzuki позиционируют Splash как «стильный мини-MPV с просторным салоном». Аббревиатура MPV, если кто забыл, означает Multi-Purpose Vehicle, «многофункциональный автомобиль». Но на деле Splash отличается от соплатформенного Свифта несколькими сантиметрами дополнительного пространства над головой и для ног задних седоков. А из примет многофункциональности — разве что укладываемый вровень с полом задний диванчик.

Не густо…

Главное отличие — это дизайн. Если Swift — этакий «японский Mini», то Splash выглядит бюджетной версией мерседесовского А-класса: во многом благодаря высокому кузову и характерному «излому» задних стоек со встроенной крупной светотехникой. Но без намеков на «спорт» не обошлось: тут и трехспицевая баранка, и агрессивная трапеция фальшрадиаторной решетки вкупе с энергичными выштамповками на коротеньком капоте.

Мотоциклетный дух Suzuki?

Я, кстати, не понаслышке знаю, что такое «Suzuki spirit», — около полугода проездил на мини-кроссовере Suzuki SX4 с полным приводом и «механикой». Не зря наш Диваков влюбился в эту машинку! Да, она шумная и тряская, а 1600-кубовый моторчик не балует излишками тяги. Но как весело SX4 проходит виражи, как честно и классно настроено шасси!

Поэтому я ожидал, что Splash будет­ таким же — бодрым, как утренний пенсионер-физкультурник.

Интерьер: все просто и со вкусом, но без излишеств и из недорогого пластика. Регулировок руля и кресла по высоте хватает для удобной посадки, но после часа езды заныла поясница — профиль у сиденья слишком «плоский»… Забавный спидометр-блюдце информативен, а вот указатель уровня топлива в уголке дисплея — увы, не очень. Смешной тахометр на ножке — за доплату
Просторный «бардачок» с полкой дополнен открывающимся отсеком на панели. Слева от руля — кнопка отключения трэкшн-контроля

Трогание проходит под рычание 1200-кубового моторчика. Для Suzuki двигатель непривычно тих — у нового шестнадцатиклапанника K12B для увеличения жесткости и снижения вибраций компрессор кондиционера намертво прикручен к блоку, а общий алюминие­вый поддон соединяет картеры мотора и трансмиссии. Тяга? Если судить здраво, то 86 л.с. и 114 Нм для автомобильчика снаряженной массой около тонны — совсем неплохо. Правда, мотор тянет как следует только в диапазоне 2000—5000 об/мин — возможно, мешают «экологические» ограничения вроде интенсивной рециркуляции выхлопных газов, которая помогла заполучить сертификат Евро-4. «Низов» маловато, что в сочетании с короткоходной педалью сцепления заставляет подгазовывать при старте. А крутить мотор выше 5000 об/мин смысла нет — «вянет».

Впрочем, на французском автобане Splash 1.2 даже с тремя седоками на борту способен загнать стрелку забавного спидометра-блюдца к отметке «180». А на горной дорожке, что вьется по побережью Лазурного Берега под Ниццей, малыш Splash и вовсе в своей стихии: рычит моторчиком, с нажатой кнопкой TCSS буксует на выходе из виражей передним разгруженным колесом… Аббревиатура TCSS означает Traction Control and Stability Support: японцы хотели было использовать для системы стабилизации привычное всем сокращение ESP, но споткнулись о мерседесовский патент и придумали собственное сокращение. Система тут неотключаемая — после нажатия кнопки только ослабляются вожжи трэкшн-контроля. Но работает TCSS аккуратно, прерывая занос уже после начала скольжений и не сильно гася при этом скорость.

Жаль, что шасси настроено похуже, чем у SX4. С одной стороны, есть намек на спортивность — подвеска плотная, из-за чего Splash тяжело вздрагивает на редких изъянах французского асфальта (что будет на российских дорогах?), а руль «туговат» даже при парковке. Но электромеханический усилитель вызывает «затыки» руля при быстром вращении. А желание настроить подвеску так, чтобы уменьшить недостаточную поворачиваемость и облегчить машинке вход в виражи, на скорости выше 120 км/ч выходит боком — Splash становится нервным. Чуть тронул баранку — и шарахнулся в сторону, причем с провалом по усилию на руле. Как только переходные процессы закончатся и Suzuki встанет на дугу, руль вновь «потяжелеет». Но эта острота, не подкрепленная должной информативностью, на высокой скорости заставляет с удвоенной силой сжимать обод сузучьего руля.

Сдается мне, что Swift с его более низким центром тяжести и мощными двигателями едет все же поинтереснее Всплеска...

Зачем же нужен Splash?

Раньше вместо него выпускался трогательно-угловатый Suzuki Wagon R+: коротенький (всего 3,5 м в длину), высокий (170 см), но с трехсотлитровым багажником. Теперь Wagon R+ снят с конвейера завода в венгерском Эстергоме, а его место занял Splash. Не просчитались ли японцы с такой заменой — на более стильный, но менее функциональный автомобиль? А с ними заодно и опелевцы — ведь Splash, как и раньше Wagon R+, имеет двойника под названием Opel Agila, отличающегося только стайлингом. Не повторит ли сузучий Всплеск судьбу одноклассника — маленького однообъемничка Renault Modus? Даже для европейцев Modus оказался тесноватым и потребовал «добавки» в виде «растянутой» версии Grand Modus — с четырехметровым кузовом и трехсотлитровым багажником. А уж в России он и вовсе никому не был нужен — ведь Nissan Note при схожей цене гораздо просторнее.

Не готовы мы еще переплачивать за компактность. Ведь это логично: зачем покупать однокомнатную хрущевку, пусть и с евроремонтом, если за те же деньги можно вселиться в панельную новостройку «улучшенной планировки»?

Однако никто и не говорит, что Splash создан для России. Тот скромный объем в 60 тысяч машин, что ежегодно будет производиться в Эстергоме, найдет своих покупателей — Suzuki в Старом Свете любят, особенно в Южной и Восточной Европе (в Венгрии у Suzuki вообще 18% рынка). В Японии, где Splash начнет выпускаться под другим именем (которое пока держат в секрете), маленькие машинки тоже востребованы. А уж в Индии…

В Индии Suzuki — как у нас ВАЗ. До недавнего времени фирма Maruti Suzuki, в которой у японцев доля в 54,21%, занимала 70% рынка, а маленькие хэтчбеки Maruti 800 и Suzuki Alto для индусов до сих пор что Жигули для россиян. Конечно, теперь на индийском рынке грядут перемены — и Renault-Nissan на него зарится, и Tata с супердешевой автоповозкой Nano… Но даже с учетом падения доли Suzuki на рынке до 50% это по-прежнему означает безоговорочное лидерство. И отменные прибыли (около $800 млн в прошлом году) Suzuki во многом обусловлены именно ее позицией в Индии — где продается около 700 тысяч из всех выпущенных 2,2 млн машин.

Кстати, в Индии много дизельных легковушек. А у Suzuki для Сплэша помимо бензиновых моторчиков объемом 1,0 л и 1,2 литра есть и прекрасный турбодизелек 1.3 DDiS — не что иное, как фиатовский 1.3 Multijet, который по соглашению с итальянцами производят на заводе Suzuki под Дели.

А Россия?

Нам остается демонстративно всплеснуть руками: мол, не любят Россию в Suzuki. В прошлом году объемы продаж достигли очень серьезной цифры — более 28 тысяч машин. И можно только догадываться, насколько более успешным был бы японский бренд, если бы не мизерные квоты на столь желанный для многих мини-кроссовер SX4. Да и вообще — о чем говорить, если импортом автомобилей Suzuki в Россию до сих пор самостоятельно занимаются шесть крупных столичных дилеров, а сама фирма присутствует в России не напрямую, а через посредничество японского торгового дома Itochu? В лихие 90-е с этого начинали многие, но времена давно изменились.

Консоль оформлена красиво, рычаг «механики» перещелкивается неплохо. Но музыка звучит тускло, а климат-контроля не предусмотрено вовсе. И сзади все-таки тесновато: и взрослый пассажир, и малыш в детском кресле (есть крепления Isofix) будут сидеть вплотную к спинкам передних кресел

Хотя, с другой стороны, нам еще повезло: в Бразилии, еще одном «кирпичике» блока развивающихся стран БРИК (Бразилия—Россия—Индия—Китай), автомобили Suzuki вообще не продаются. На все рынки не хватает рук! Взяв старт с опозданием (в 50-е годы в Хамамацу только-только начали делать мотовелосипеды), наработав имя на простеньких, дешевых, надежных и экономичных автомобильчиках вроде Alto и Самурая, в Suzuki избежали проблем роста и болезненных падений, которые пережили Nissan, Mitsubishi или Mazda. Теперь позиции Suzuki сильны именно там, где у нее есть перспективы, — в развивающихся странах и в области компактных машин с минимальными выбросами СО₂. И если многие автогиганты вынуждены закрывать заводы и увольнять персонал, то в Suzuki все наоборот — острая нехватка мощностей! Именно поэтому венгерский завод в Эстергоме увеличит объемы сборки с прошлогодних 232 тысяч машин до 300-тысячной отметки, а к короткому списку производственных площадок Suzuki в мире присоединится и предприятие в Шушарах. Выпускаться там, конечно, будет не Splash, а более крупные и востребованные у нас SX4 и Grand Vitara.

А Splash… Он попадет к нам на рынок к осени — и вряд ли будет заметно дешевле, чем Swift (от 390 тыс. рублей, то есть около $16000 за базовую версию с мотором 1.3, «механикой» и кондиционером). При этом у Сплэша нет ни климат-контроля, ни датчиков дождя и света — в отличие от таких стильных машинок, как Nissan Micra, Ford Fiesta или Opel Corsa.

Объем багажничка — от 178 до 202 литров в зависимости от версии. Под полом — узенький отсек и докатка

А для семейного автомобильчика Splash все-таки тесноват. Как та однокомнатная квартирка — когда человек, с которым ты делишь жилплощадь, тебе близок, так сказать, с геометрической неизбежностью. Стоит локоть чуть отвести в сторону — и вот он, родной…

С милой рай и в шалаше?

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Suzuki Splash
Модификация 1.0 1.2 1.3 DDiS
Тип кузова 5-дверный хэтчбек 5-дверный хэтчбек 5-дверный хэтчбек
Число мест 5 5 5
Размеры, мм  
длина 3715 3715 3715
ширина 1680 1680 1680
высота 1590 1590 1590
колесная база 2360 2360 2360
колея передняя/задняя 1460/1470 1460/1470 1460/1470
Объем багажника, л 178—1050* 178—1050* 178—1050*
Снаряженная масса, кг 975 990 (1040)** 1085
Полная масса, кг 1485 1485 1530
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с распределенным впрыском дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 3, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 996 1242 1248
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 73,0/79,4 73,0/74,2 69,6/82,0
Степень сжатия 11,0:1 11,0:1 17,6:1
Число клапанов 12 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 65/48/6000 86/63/5500 75/55/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 90/4800 114/4400 190/1750—2250
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая) механическая, 5-ступенчатая
Привод передний передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные барабанные барабанные
Шины 165/70 R14 или 185/60 R15 165/70 R14 или 185/60 R15 165/70 R14 или 185/60 R15
Максимальная скорость, км/ч 160 175 (170) 165
Время разгона 0—100 км/ч, с 14,7 12,3 (14,9) 13,9
Расход топлива, л/100 км      
городской цикл 5,9 6,9 (7,8) 5,5
загородный цикл 4,4 4,7 (4,9) 4,0
смешанный цикл 5,0 5,5 (5,9) 4,5
Емкость топливного бака, л 45 45 45
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 дизтопливо
* Со сложенными задними сиденьями
** В скобках — данные для версии с автоматической коробкой передач

Источник: АвтоРЕВЮ