1 сентября 2006 •

| Александр ДИВАКОВ, Павел КАРИН | Фото Степана ШУМАХЕРА

Новый автомобиль Suzuki SX4 заинтриговал нас всерьез. Стильный, компактный, не очень дорогой — и полноприводный. Уникальное предложение! Конкуренцию на российском рынке может составить разве что… Разве что другой автомобиль Suzuki — Liana. Поэтому на Дмитровский автополигон для теста мы взяли три машины: универсал Liana 4WD и два кроссовера Suzuki SX4 — с передним и полным приводом.

Слово «кроссовер» в автомобильном новоязе обозначает машину на стыке жанров, на пересечении разных классов. На это же намекает и индекс нового Suzuki — SX4. Расшифровка согласно интерпретации создателей такова — спортивный (S) кроссовер (X) на все времена года (4).

Мускулистые колесные арки, стремительный клиновидный силуэт, поджарые свесы… Suzuki SX4 наряду с братом-близнецом Fiat Sedici — результат трехлетнего сотрудничества фирмы Suzuki и концерна FIAT Auto. Обе машины созданы на платформе хэтчбека Suzuki Swift и выпускаются на заводе Magyar Suzuki в Венгрии в неравном соотношении — согласно объему инвестиций: 20 тысяч Фиатов и 40 тысяч Suzuki в год. Возможно, в будущем году к двойняшкам примкнет еще один «клон» — Lancia Pangea.

Передачи механической коробки включаются безошибочно
«Автомат» работает плавно и предсказуемо
Приборы: просто, лаконично и понятно Хода подвески «легковые», но короткие свесы обеспечивают кроссоверу неплохую «геометрическую» проходимость

В наших руках — обе версии SX4, представленные на российском рынке. Серебристый автомобиль в «городском» исполнении Urban Line — переднеприводный и с «автоматом». Оранжево-красный SX4 в версии Outdoor Line щеголяет пластиковым обвесом и бамперами с «металлизированными» накладками, у него полноприводная трансмиссия и механическая коробка передач.

В салоне SX4 уютно. Наклонная передняя панель выполнена из пластика «под кожу», боковины центральной консоли и ободки рукояток микроклимата отделаны «под алюминий». Жаль, пластик панелей — тук-тук! — жесткий.


Suzuki SX4 — азартная машинка! Но занос под сброс газа резковат, так что решение «в базе» оснащать машины системой стабилизации очень верное

Высокая посадка удобна: хотя руль регулируется только по высоте, найти оптимальную позу нетрудно. Но очень рослым водителям (выше 185 см) может не хватить диапазона продольной регулировки кресла. Отчасти эта нехватка компенсируется перемещением сиденья по вертикали. Обзорность неплохая: немного мешают массивные стойки, но в зеркалах все видно как на ладони. Сзади сидеть тесновато — колени упираются в спинки передних кресел. А багажник глубок, но невелик (270 л).

Интерьер SX4 современен. Двигатель запускается «встроенной» рукояткой на рулевой колонке, на баранке — клавиши управления «музыкой», на консоли — вращающиеся рукоятки климат-контроля «Бардачок» вместительный
На центральном тоннеле — трехпозиционная «трансмиссионная» клавиша

Под капотом — бензиновый моторчик объемом 1,6 л (107 л.с.). Этот же двигатель стоит и на Лиане. Но если у Лианы нужно запускать мотор ключом, то SX4 уже «в базе» оснащен системой бесконтактного доступа. Сел, повернул пластиковую рукоятку на рулевой колонке — и поехал.

Liana с механической коробкой передач разгоняется бойчее обоих кроссоверов. Почему Suzuki SX4 медленнее? Полноприводный SX4 тоже оснащен «механикой», но трансмиссия тут очень «растянута»: если Liana на третьей передаче набирает лишь 135 км/ч, то SX4 — все 145 км/ч.

Посадка за рулем высокая, кресла радуют неплохим профилем Сзади в SX4 тесновато, но «плоское» сиденье облегчает посадку втроем В Россию SX4 поставляется только с бензиновыми двигателями объемом 1,6 л (107 л.с.), как у Лианы. А в Америке есть и двухлитровый 143-сильный мотор…
 
Полноприводная версия SX4 отличается псевдовнедорожной «декорацией» Багажник глубок, сиденье складывается легко
 

А переднеприводный SX4 отстает из-за «автомата». Впрочем, смена передач происходит плавно, с умеренными запаздываниями и абсолютно прогнозируемо. Для неспешной езды — в самый раз.

Однако обвинять SX4 в отсутствии темперамента — грех. Шасси настроено по-боевому! Минимальные крены, точные реакции, отменная «хватка» за траекторию, информативный руль. Если на быстрой дуге переборщить с газом, то SX4 под тягой выскальзывает наружу поворота всеми четырьмя колесами. Но при активных маневрах нужно быть начеку — кроссовер может очень резко сорваться в занос! Даже если успеешь «поймать» машину опережающими действиями баранкой, то стабилизация будет не менее резкой, чем срыв в скольжение. А если не «поймаешь»… Никакой электроники вроде ESP на испытанных SX4 не было, но, пока номер готовился к печати, система стабилизации пополнила список стандартного оснащения «российских» кроссоверов. Именно поэтому мы не приводим результатов привычного «лосиного теста» — ведь этот маневр мы обычно выполняем со включенной системой стабилизации, а как она работает на SX4, мы не знаем.

Без ESP на грунтовке, Suzuki SX4 срывается в занос уже на скорости 60 км/ч. Для нас — потеха. А для неопытной девушки — опасность.


На бездорожье переднеприводный SX4 (справа) поспевает за своим полноприводным братцем вплоть до первой серьезной пробуксовки

Тормоза нам очень понравились. Педаль информативна, а результат при замерах тормозного пути со скорости 100 км/ч для переднеприводного SX4 приятно поразил — 38,6 м. Это всего на 0,2 м больше, чем у спортивного купе Nissan 350Z!

По комфорту Suzuki SX4 тоже напоминает скорее спортивный автомобиль, нежели гражданский. Подвеска жесткая — в салон передается вся дорожная «мелочь», крупные неровности отдаются звучными ударами, на волнах дорожного полотна SX4 взмывает и падает, переваливается с боку на бок, точно ялик в шторм. И очень сильно шумят шины — они «забивают» и звук ветра, и голос мотора. Кстати, в полноприводном SX4 с «механикой» шум двигателя чуть слабее, а плавность хода — чуть лучше.

А что Liana?

Рядом с современным SX4 она некрасива — спасает только «косметика» в виде пестрых задних фонарей и пластиковой «юбки» по периметру кузова. Интерьер попроще, но качество материалов выше: передняя панель, например, податлива не только на вид, но и на ощупь. Передние кресла чуть мягче, чем в SX4, а вот диапазон вертикальной регулировки руля скромнее. Зато сзади просторнее: если в кроссоверах пассажиры почти утыкаются коленями в спинки передних кресел, то в Лиане при прочих равных у них есть шестисантиметровый зазор. Спинка заднего диванчика регулируется по углу наклона, причем раздельно. А посадку сзади вдвоем делают более удобной «анатомические» выемки. Правда, из-за этого втроем сзади лучше усаживаться в SX4 — там диван не профилирован.


Liana на грунтовке чувствует себя неуверенно: мешают малый дорожный просвет (160 мм) и большие свесы

Багажник в Лиане тоже просторнее — 296 л. Тут меньше погрузочная высота, а ступеньку, образующуюся на полу при сложенном сиденье, компенсирует немалая длина получившейся грузовой площадки (на 360 мм больше, чем у SX4).

Словом, в качестве семейного автомобиля Liana предпочтительнее. Да и по плавности хода она лучше — Liana 4WD без раскачки плывет по волнам дорожного покрытия, не обращая особого внимания на профиль дороги. Управляемость, правда, совсем не боевая. В поворотах Liana сильно кренится, не брезгует диагональной раскачкой, вследствие чего на неровностях отклоняется от заданного курса. Зато и безопасность выше — благодаря мягкой подвеске Liana срывается в занос гораздо плавнее.

Интерьер не такой стильный, как у SX4, зато панель «мягкая» Кресла чуть мягче, чем в SX4, но не менее удобны Сзади ощутимо просторнее, чем в SX4

Может, Liana тише, чем SX4? Увы, нет — мотор тут голосит даже громче! При интенсивном разгоне хоть уши затыкай. И хотя подвеска Лианы лучше «впитывает» неровности, стуки от них резонируют по всему салону. А уже на 80 км/ч в салон проникают аэродинамические шумы.

А что с проходимостью?

Ее мы решили проверить на заброшенной кроссовой трассе. Но уже на подступах к ней Liana спасовала. Дорожный просвет здесь всего 160 мм, свесы велики, а на волнах универсал пару раз цапнул днищем за грунт. Да и полный привод архаичный — задние колеса автоматически подключаются вискомуфтой, которая «твердеет» при пробуксовке передка. Сейчас подобные межосевые вискомуфты почти никто не применяет — они и срабатывают с запаздыванием, ухудшая управляемость на скользкой дороге, и быстро перегреваются на бездорожье.

Приборы поскучнее, чем у SX4
«Бардачок» невелик Багажник Лианы длиннее и просторнее

Хотя даже такой полный привод все-таки лучше, чем его отсутствие. Не правда ли?

Передачи у Лианы «короткие» и включаются четко

Suzuki SX4 — автомобиль гораздо более «внедорожный». Во-первых, клиренс выше — 175 мм у переднеприводной машины и 190 мм у полноприводной. Во-вторых, свесы кузова короче. А в-третьих, у SX4 4WD задние колеса подключаются не вискомуфтой, а многодисковым сцеплением с электроприводом. На центральном тоннеле — клавиша с тремя положениями. Первое — 2WD, строго передний привод. Второе — режим 4WD Auto, когда привод на задние колеса подключается автоматически. А если впереди бездорожье, то лучше сразу заблокировать муфту принудительно (режим 4WD Lock), — и у машины будет жесткий полный привод.

На скользкой как лед мокрой базальтовой плитке задняя ось SX4 в режиме 4WD Auto начинает «грести» заметно раньше, чем у Лианы, — без малейших рывков при подключении. Отсюда — более прогнозируемое поведение на скользкой дороге. А с заблокированной межосевой муфтой «жестко полноприводный» Suzuki SX4 с ходу взобрался на крутой песчаный косогор с глубокими колеями и кочками — сюда даже такой настоящий внедорожник, как Volkswagen Touareg, карабкался с трудом!

Но стоило немного забуксовать — запахло жареным: 1600-кубовый моторчик небогат крутящим моментом, поэтому его все время приходится «крутить» и палить сцепление.

Suzuki SX4 — не внедорожник! Но — компактный хэтчбек повышенной проходимости. Словом, кроссовер — или, по-русски, «пересеченец». И несмотря на нехватку комфорта, он нам очень понравился. Особенно в его полноприводной версии.


В экстренной ситуации Liana склонна к заносу, но скольжения развиваются плавно и легко контролируются

А Liana по-прежнему остается самым доступным полноприводным универсалом гольф-класса — шумноватым и умеренно просторным.


Что почем?

На российском рынке автомобили Suzuki Liana и SX4 доступны только с бензиновым двигателем объемом 1,6 л (107 л.с.).

Цены на универсал Liana начинаются от $15920 за переднеприводную версию с «механикой», которая оснащена четырьмя подушками безопасности, кондиционером, электропакетом и подогревом передних сидений. Испытанный нами полноприводный автомобиль обойдется уже в $19150, что на $1680 дороже аналогично оснащенного (климат-контроль, CD-магнитола) переднеприводника. Доплата за «автомат» — $1280. Седаны дешевле универсалов на $430. Срок ожидания — три месяца.

Кроссовер SX4 представлен в салонах дилеров в двух версиях — переднеприводной с «автоматом» ($21300) и полноприводной с «механикой» ($22400). Оснащение — как у самых «богатых» Лиан плюс надувные «занавески» защиты головы и система стабилизации. Но поставки SX4 в Россию не налажены: кто-то из дилеров вообще не принимает заказов, другие просят предоплату $100—300 со сроком ожидания более года (!), а третьи предпочитают продавать автомобили «по факту». В среднем каждый дилер продает в месяц всего три-четыре автомобиля.

Гарантия на Suzuki Liana и SX4 — 3 года или 100 тыс. км пробега. Продажей занимаются 26 дилеров в 7 городах России.


Suzuki Liana, Suzuki SX4 (данные производителя)
Автомобиль Suzuki Liana 1.6 4WD Suzuki SX4 1.6 2WD Suzuki SX4 1.6 4WD
Тип кузова 5-дверный универсал 5-дверный универсал 5-дверный универсал
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 296—1062* 270—1045* 270—1045*
Снаряженная масса, кг 1230 1200 1245
Полная масса, кг 1670 1650 1670
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1586 1586 1586
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 78,0/83,0 78,0/83,0 78,0/83,0
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1 10,5:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 106/78/5500 107/79/5600 107/79/5600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 144/4000 145/4000 145/4000
Коробка передач М5** А4** М5**
Привод полный передний полный
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, McPherson полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные барабанные барабанные
Шины 185/65 R14 205/60 R16 205/60 R16
Максимальная скорость, км/ч 170 180 170
Время разгона 0—100 км/ч, с 12,0 10,8 11,5
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 9,0 8,5 8,9
загородный цикл 6,5 5,8 6,1
смешанный цикл 7,4 6,8 7,1
Емкость топливного бака, л 50 50 50
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95
* При сложенных задних сиденьях
** М5 — механическая 5-ступенчатая коробка передач, А4 — автоматическая 4-ступенчатая коробка передач

Стоимость проведения регламентного техобслуживания с расходными материалами и запчастями*
Автомобиль Suzuki Liana** Suzuki SX4**
Нормочас 37 37
Пробег, км  
1000 131 131
15000 160 235
30000 224 213
45000 291 381
60000 601 299
75000 153 235
90000 564 527
Итого 2124 2021
* Цены указаны в долларах США
** Цены указаны для полноприводных модификаций с механическими коробками передач

Некоторые результаты измерений Авторевю
Автомобиль   Suzuki Liana 4WD Suzuki SX4 2WD Suzuki SX4 4WD
Максимальная скорость, км/ч   172,9 166,6 165,5
Время разгона, с 0—50 км/ч 4,1 4,6 4,0
0—100 км/ч 12,7 14,1 13,0
0—150 км/ч 34,6 40,3 38,3
на пути 400 м 18,6 19,5 18,7
на пути 1000 м 34,4 36,0 34,7
60—100 км/ч (III) 8,6 9,3
60—100 км/ч (IV) 13,0 14,7
80—120 км/ч (V) 19,5 22,8
60—100 км/ч (D) 8,2
80—120 км/ч (D) 12,4
Выбег, м c 50 км/ч 591 600 599
130—80 км/ч 853 798 802
Торможение со скорости 100 км/ч путь, м 40,3 38,6 40,5
замедление, м/с² 9,6 10,0 9,5

Экспертные оценки Авторевю
Оцениваемые параметры Макс. балл Автомобили
    Suzuki Liana 4WD Suzuki SX4 2WD Suzuki SX4 4WD
Дизайн 160 125 130 135
Внешность 80 55 65 70
Интерьер 80 70 65 65
Эргономика 160 130 140 140
Рабочее место водителя 80 65 70 70
Обзорность 80 65 70 70
Динамика 330 255 260 265
Разгонная динамика 80 65 60 60
Тормозная динамика 100 90 90 90
Управляемость 80 65 70 70
Вне дорог 70 35 40 45
Ездовой комфорт 180 135 130 130
Плавность хода, виброзащита 70 55 45 45
Акустический комфорт 60 40 45 45
Микроклимат 50 40 40 40
Комфорт салона 170 145 130 130
Пассажирские места 70 60 55 55
Багажник 60 50 45 45
Трансформация салона 40 35 30 30
Суммарный балл 1000 790 790 800

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей
Марка Suzuki Suzuki Suzuki
Модель Liana 4WD SX4 2WD SX4 4WD
Фронтальные подушки безопасности + + +
Боковые подушки безопасности + + +
Надувные «занавески» + +
АБС + + +
Система динамической стабилизации*
Автоматическая коробка передач +
Полноприводная трансмиссия + +
Усилитель рулевого управления + + +
Регулируемая по углу наклона рулевая колонка + + +
Клавиши управления аудиосистемой на руле + + +
Центральный замок с системой бесконтактного доступа + +
Иммобилайзер + + +
Электропривод и обогрев наружных зеркал + + +
Электростеклоподъемники передних и задних дверей + + +
Обогрев передних сидений + + +
Климат-контроль + + +
Складывающееся по частям заднее сиденье + + +
CD-магнитола + + +
CD-чейнджер + +
Противотуманные фары + + +
Легкосплавные колеса + + +
Полноразмерное запасное колесо +
Цена испытанного автомобиля, $ 19150 20600* 21700*
(+) Комплектация базовой версии
(–) В базовой комплектации отсутствует
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили
* По состоянию на время проведения теста

Точность показаний спидометра
Показания спидометра, км/ч 40 60 80 100 120 140 160
Истинная скорость, км/ч Suzuki Liana 4WD 37 56 76 95 115 135 154
Suzuki SX4 2WD 38 57 77 95 114 134 152
Suzuki SX4 4WD 37 57 76 95 113 133 152

Источник: АвтоРЕВЮ